Стили в освещении. Прованс
Стиль Прованса немного ошибочно связывают исключительно с сельской местностью и крестьянами одноимённой французской области. Он действительно возник в Провансе, на юге Франции, но сформировался к началу ХХ века в гостиных, столовых и спальнях буржуа, которые селились в этой провинции. Интерьеры «не совсем крестьян» сочетали деревенскую простоту и некоторое излишество, выражавшееся в обилии посуды, текстиля, резной мебели и шкатулочек-корзинок.
Богатых дельцов привлекала чудесная (другого слова тут не подобрать) природа края, которая вся — c'est magnifique — «это прекрасно!». Там солнце золотит крыши, ставни, дороги, поля пшеницы и драгоценной лаванды. Даже пыль, оседающая тончайшим бархатом на всём, становится золотой. Путешественник в XIX веке писал о Провансе: «…зелёное золото, жёлтое золото, розовое золото, бронза, медь — это Прованс!». Наверное, по этой причине при создании прованского интерьера категорически не используются ни настоящее золото, ни позолота. Из мирного крестьянского быта, в котором разумность и наивная красота, из культур франков, готов, вестготов, сарацин, норманнов, римлян, бургундцев и сложилась уникальная культура местности, покорившая сегодня мир.
Главные особенности стиля Прованса в сценарии интерьера
- Свет. В регионе, где солнце и море, тело и цветы, не отгораживались от внешнего мира, а с радостью впускали его в дом. Потому характерная особенность стиля — большие окна с секционным остеклением. Правда, крестьяне использовали большие окна не для освещения, а для охлаждения: на день их плотно закрывали, а ночью раскрывали. Но сегодня провансальские окна исключительно источник света.
- Цвет. «Позолоченные» солнцем, а точнее — слегка «выцветшие» — бирюзовый, голубой, лавандовый, зелёный, молочно-белый, песочные оттенки, терракотовые, сухого дерева, красного и золотого вина. В крестьянских домах мебель и пол часто известковали — не для красоты, а во спасение от жуков и гнили. С той поры приметой стиля стала «потёртая», в трещинах, искусственно состаренная белая мебель.
- Материалы. Грубая натуральная штукатурка, побелка, дерево, камень, гипс, чугун, металл, стекло, глина, фарфор, натуральные ткани — всё то, что производилось/добывалось непосредственно в деревне. Потому обои в Провансе не использовали, да и чужды они в доме, где всё дышит воздухом, наполнено светом и природой.
- Характерные детали. Деревянные жалюзи на окнах. Лестницы с коваными перилами. Пол, выложенный терракотовой плиткой: лес вПровансе был в дефиците, потому пол из досок — более позднее и вовсе не провансальское явление в стиле; плитку использовали и потому, что она оставалась прохладной в жару, а зимой удерживала тепло. Камины с нишами для горшков и приправ. Медные кастрюли и сковородки. Мебель из сосны, грецкого ореха, затемнённой груши, каштана, ивовых прутьев, в богатых семьях украшенная резьбой с гирляндами роз, цветочными бутонами, оливковыми ветвями.
Освещение в стиле Прованса
Из истории стиля — «чистый Прованс» Если придерживаться действительно прованского стиля, то придётся отказаться от хрустальных/стеклянных люстр, богато украшенных светильников и центрального освещения. Главная и чрезвычайно характерная черта всех осветительных приборов в стиле Прованса — минимум, почти полное отсутствие декора: простые прямые, изогнутые линии кованого железа, абажуры из грубой или лёгкой натуральной ткани в мелкий цветок/без узора, «крестьянские фонари» в стальных чашах-абажурах. Сегодня последние особенно актуальны в интерьере.Только столовая в большой крестьянской семье (обычно — 12 и более человек) освещалась центрально — с помощью кованой железной люстры. Часто такая люстра представляла собой простой обод с железными «рогами»-держателями для свечей. Обод подвешивали на цепь так, чтобы его можно было поднять во время вечерней трапезы и опустить, когда вечерами за большим столом женщины занимались рукоделием. В домах с меньшим достатком вместо кованого железа подвешивали деревянное колесо.
Свет в прованском экономном доме был точечный — сначала лучина, потом — жировая плошка с фитилём из волокон — лампада, масляные и керосиновые лампы, бра — истинно французское изобретение, «рука стены», держащая свечу. Бра и подсвечники, канделябры тоже были исключительно аскетичными — без розеток, листьев, фигур, с простыми чашками для свечей.
Единственным различием осветительных приборов в богатых и бедных домах был материал изготовления. Те, кто жил в достатке, позволяли себе люстры и светильники из меди, латуни.
Современная трактовка освещения в стиле Прованса
В современном исполнении прованские светильники и люстры получили стекло, даже хрусталь, более изящные и украшенные тканевые абажуры в характерных для Прованса цветах. Но они по-прежнему остаются скромными, аскетичными. Это простые «бокалы» и «чаши» из матового стекла, стали, медные, железные, латунные «голые» люстры и — никакой позолоты.У тканевых абажуров появилось украшение из ручного грубоватого кружева, связанного крючком. Традиционными остались материалы изготовления — «старые» латунь и бронза, полированный никель, сталь, редко — камень, дерево.
Фотогалерея
- Комментарии
- Вконтакте